Источник фото : modawomen.ru
Название народа, принятое в русском языке – крымские татары, название для мужчины – крымский татарин, для женщины – крымская татарка.
Самоназвание народа - «къырым татарлар» или «къырымлар» (от «кърымлы», что дословно переводится как «крымский» или «житель Крыма»).
Впервые этноним «татары» зафиксирован у тюркских и монгольских племен Центральной Азии в VI-VIII веках. К XIII веку татарские племенные объединения вошли в состав Монгольской империи Чингисхана и участвовали в его завоевательных походах. В образовавшемся Улусе Джучи (Золотой Орде) XIII-XIV веков, несмотря на численное преобладание кыпчаков, господствующее положение заняли тюрко-монгольские кланы. Это привело к распространению среди населения этнонима «татары», который, обозначая первоначально военно-служилое сословие, составлявшее элиту государства, стал символом знатности и власти. В арабо-персидских, русских и китайских источниках это название использовалось для обозначения войск и населения империи Чингисхана, а позднее - Золотой Орды. В средневековый период термин «татары» как экзоэтноним применялся на Руси, в Европе и мусульманских странах для наименования всего населения Золотой Орды, позднее – тюркоязычных мусульман Казанского, Крымского и Сибирского ханств.
Формирование крымских татар представляет собой сложный процесс слияния мигрировавших в Крым кочевых, преимущественно тюркоязычных групп, с оседлым населением полуострова. Тюрки проникали в Северный Крым из причерноморских степей, в частности, хазары - с VII века, кыпчаки в XI–XII веках, а с XIII века – различные тюркские и монгольские группы, входившие в состав Золотой Орды.
В 1223 году монголо-татарские войска впервые вторгаются в Крым и уже в 30-е гг. большая часть полуострова становится частью Золотой Орды, на обширных просторах которой основным языком общения в степи остается кыпчакский. Однако, Южный берег Крыма в состав Золотой Орды не входит, и, несмотря на некоторое кыпчакское присутствие, на побережье в XIII веке начинает распространяться язык тюрок-огузов. Именно к этому столетию можно отнести начало формирования основных отличий в языках и культурах тюркского населения полуострова. Большая часть Крыма в XIII–XV вв. является частью Золотой Орды и связана с другими улусами этого государства культурно, экономически и через династические браки аристократических родов. Эта территория в 1441 году стала ядром нового независимого государства – Крымского ханства.
Все это время побережье контролировали венецианцы и генуэзцы, в прибрежных городах проживали большие колонии армян, греков и евреев. В 1475 году турки-османы захватили генуэзские колонии и княжество Феодоро и включили эти земли в состав своей империи. Вплоть до 1774 года там сохранялось непосредственное османское управление, а экономические и особенно культурные связи со Стамбулом были намного интенсивнее, чем с Бахчисараем, который сам, в свою очередь, все больше и больше ориентировался на Турцию, а не на золотоордынское наследие.
В конце XVIII века Российская империя присоединяет Крымское ханство.. Признавая авторитет и влияние крымскотатарского духовенства и феодальной аристократии среди местного населения, российское правительство предоставило им привилегированный статус, сохраняя таким образом элементы прежних общественных структур и отношений.
Крымская АССР, образованная в 1921 году в составе РСФСР, была упразднена в 1945 году. Депортация крымских татар и других народов Крыма в мае-июне 1944 года явилась одним из наиболее драматичных эпизодов советской национальной политики в годы Второй мировой войны. После длительного периода депортации и пребывания в местах ссылки, в 1967 году было официально объявлено о восстановлении конституционных прав крымских татар. Однако вплоть до конца 1980-х годов возможность массового возвращения крымских татар в Крым была сильно затруднена, в том числе административными ограничениями на прописку.
Президентом Российской Федерации 21 апреля 2014 года был подписал указ «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымскотатарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития».
Во время Всероссийской переписи населения 2020-2021 годов крымскими татарами назвали себя более 257 тыс. человек. Подавляющее большинство крымских татар в России – 250 тыс. человек – проживают в Республике Крым; около 3 тыс. крымских татар живут в городе Севастополе, менее 2 тыс. – в Краснодарском крае.
Крымскотатарский язык (къырымтатар тили) относится к тюркским языкам алтайской языковой семьи.
В крымскотатарском языке выделяются три диалекта: степной (чёль шивеси), средний (орта ёлакъ шивеси) и южнобережный (ялы бою шивеси). Каждый из этих диалектов относят к разным группам внутри тюркских языков. Так, средний диалект, положенный в ХХ веке в основу единого литературного крымскотатарского языка, относится к половецко-кыпчакской подгруппе кыпчакской группы тюркских языков и из других тюркских языков близок к карачаево-балкарскому и кумыкскому. Степной диалект традиционно относят к кыпчакско-ногайским языкам, среди которых он близок с собственно ногайским языком. Если первые два диалекта относятся к кыпчакским языкам, то южнобережный диалект является огузским и в этом отношении близок к турецкому, азербайджанскому и гагаузскому языкам.
До 1929 года письменность крымскотатарского языка базировалась на арабской графике, до 1938 года использовалась латиница, а с 1938 года применяется алфавит на кириллической основе. В современном крымскотатарском алфавите 37 букв. Специфические звуки крымскотатарского языка передаются диграфами: дж и при помощи буквы «ъ» – гъ, къ, нъ.
В фольклоре крымских татар встречаются персонажи общетюркского эпоса, сюжеты и герои, характерные для мусульманских народов, средневекового христианского населения Крыма. Одним из наиболее ранних памятников, объединяющих крымскотатарскую народную литературу с другими тюркскими народами, были эпосы «Эдиге» и «Чора-Батыр». В более поздних по происхождению сказках и легендах действие разворачивается не только в Крыму, но и в Стамбуле, Средней Азии, Египте. В богатом крымскотатарском фольклоре чувствуют себя свободно и исторические личности, например, крымские ханы Менгли-Гирей, Арслан-Гирей, турецкий султан Сулейман Великолепный, и мифологические персонажи, фигурирует множество географических реалий. Высоко ценились также малые формы устного народного творчества: пословицы (аталар сёзлери), прибаутки (текерлемелер), загадки (тапмаджалар) и анекдоты (лятифелер). Все это богатое, формировавшееся на протяжении веков устное народное наследие находило свое выражение в стихийных состязаниях, в которых мог принять участие любой желающий: по очереди участники должны были называть пословицы, которые знали, часто так, чтобы следующая пословица продолжала или отвечала содержанию предыдущей. Тот, у кого запас пословиц заканчивался, платил символический штраф и выбывал из игры. После игры в пословицы наступала очередь загадок.
Народные песни, преимущественно одноголосые, традиционно подразделялись на песни степных татар, известные как «йыр», и песни горных и южнобережных татар – «тюрку». Условно их можно классифицировать по трём основным жанрам: эпические песни-сказания, обрядовые песни и бытовые песни.
Песни степных татар («йыр») характеризуются лаконичностью, строгостью изложения и часто исполняются в речитативной манере. Песни горных крымских татар, известное как «тюрку», отличались распевностью, сложной, богато орнаментированной мелодикой и высокой эмоциональностью. Хоровое пение встречалось относительно редко и, как правило, было приурочено к свадебным обрядам. Для старшего поколения на свадьбах традиционно исполнялись протяжные лирико-философские песни, известные как «макъам».
Важную роль в музыкальной культуре играла инструментальная музыка. Для многих вокальных произведений обязательным было инструментальное вступление. К чисто инструментальным жанрам относились свадебные мелодии «такъсим» и «пешраф», торжественные марши «долу», а также разнообразные обрядовые и танцевальные мелодии.
Популярными народными инструментами были: саз (струнный щипковый инструмент), дарэ (бубен), давул (барабан), зурна, волынка (тулуп-зурна), дудка (кавал), сантыр (цимбалы), думбелек (парные литавры).

Источник фото : dzen.ru
Формирование системы календарных праздников у крымских татар демонстрировало выраженную региональную специфику, отражавшую как традиционные хозяйственные уклады, так и межрелигиозные и культурные контакты. Среди наиболее значимых календарных праздников выделяют Навруз, Хыдырлез, Дервиза и Йыл геджеси.
Навруз отмечал начало нового года с наступлением дня весеннего равноденствия (20–21 марта) и тесно связан с началом очередного сельскохозяйственного цикла. Празднование традиционно состояло из трех основных этапов: проводы старого года, встреча нового года и обряды, предваряющие весенне-полевые работы, в частности ритуал первой борозды. Подготовка начиналась за неделю до праздника - женщины занимались уборкой и побелкой жилищ, ближе к празднику – варили яйца (символ зарождения жизни), пекли пироги кобете и сладкое печенье. Накануне праздника разводили костры, в которых сжигали старые вещи, кропили друг друга водой прыгали через огонь. Дети с цветами и ветками посещали дома односельчан, исполняя песни и получая угощения от хозяек. Непосредственно в день Навруза, после общего намаза, было принято посещать кладбища для чтения поминальных молитв и обращения к Всевышнему с просьбами о благоприятном урожае. Завершался Навруз обрядовой вспашкой первой борозды. Наиболее уважаемый член общины совершал молитву на поле, затем проводил первую борозду, бросая в землю горсть семян как залог будущего обильного урожая.
Для праздника Хыдырлез 6 мая парни ставили для девушек качели. Общее веселье завершалось обязательным исполнением общего кругового танца хоран.
Праздник Дервиза, приуроченный ко дню осеннего равноденствия, знаменовал собой завершение сельскохозяйственного года и подведение итогов сбора урожая. К этому времени завершался посев озимых культур, чабаны спускались с горных пастбищ с отарами, производились финальные расчеты и наступал традиционный сезон свадеб.
Праздник носил коллективный характер, объединяя жителей нескольких сел, входящих в одну общину-джемаат. Для общественных гуляний выбирали место рядом с источником. Праздник начинали общей молитвой и жертвоприношением барана, которого, как и остальные продукты и призы для победителей состязаний, покупали на общие деньги. Заканчивали праздник, как и в случае с Хыдырлезом, общим танцем хоран.
Праздник Йыл Геджеси, отмечавшийся в день зимнего солнцестояния, знаменовал собой завершение годового календарного цикла и начало зимы. На Южном берегу Крыма его часто называли Календа: мальчики надевали шубы наизнанку и группами обходили соседей, прося угощения и выкрикивая «Календа, календа!». Этот вариант праздника имеет явные параллели со святочными обрядами соседних народов.

Источник фото : mirtesen.ru
К началу XX в. сложившийся общий для крымских татар комплекс костюма у мужчин состоял из нательной одежды – рубахи-кольмек и широких штанов из домотканой, чаще хлопчатобумажной или льняной ткани, реже из шелковой; у сельских жителей обычно из конопляной или крапивной. На нательную иногда надевалась и верхняя рубаха. Поверх рубахи обязательно надевали суконные куртки или безрукавки. Верхние штаны, в отличие от нательных, шились, как правило, из сукна. Талию поверх курток и штанов опоясывали кушаком. Зимней одеждой, различавшейся составом в разных районах полуострова, служили халаты, бешметы, меховые куртки, шубы, тулупы. Головными уборами были разного фасона меховые, суконные или кожаные шапки, под которые обычно надевались легкие тюбетейки. Летом носили фески. Обувью служили домашние и уличные сапоги, калоши, сандалии-поршни с ремнями, разного рода туфли.
Источник фото : dzen.ru
Общий комплекс женского костюма был представлен нательной одеждой, которая, как и мужская, состояла из рубахи и широких штанов. Женская рубаха отличалась от мужской кроем и длиной, доходившей почти до пола. Поверх рубахи надевали длинное распашное платье, которое обтягивало торс и резко расширялось от талии к подолу.
Шили его, как правило, из шелковых жаккардовых тканей, позднее - из бархата. Самой интересной деталью такого платья были обычно бархатные, расшитые золотом нарукавники. В старину на платье надевался нарядный передник, чаще шелковый. Со временем он остался в костюме только у пожилых женщин. Талию опоясывали позолоченные серебряные пояса разных типов. Поверх передника в обыденном костюме спереди узлом завязывали шаль, угол которой сзади спускался до пола. Широко распространены были разных фасонов куртки, обычно бархатные, расшивавшиеся, как и мужские, по четкой устойчивой схеме. В качестве зимней одежды употреблялись те же куртки, но на ватной подстежке и обшитые мехом. Головной убор замужних женщин состоял из нескольких платков и шарфов, завязывавшихся или набрасывавшихся по-разному. Девочки и девушки заплетали волосы во множество мелких косичек и носили нарядно украшенные шапочки-фесы.

Источник фото : multiurok.ru
Традиционные занятия
Природные условия Крымского полуострова – степь в северной части, горы в средней части и побережье на юге имели совершенно разные условия для ведения сельского хозяйства. У крымских татар сложилось два основных хозяйственных комплекса: скотоводческий в степной зоне и земледельческий - в горно-прибрежной. Но с начала XIX века границы между этими формами хозяйствования начали стираться, так как в степном Крыму земледелие стало постепенно вытеснять скотоводство. К концу XIX века степные крымские татары уже активно занимались земледелием – сеяли пшеницу, просо, ячмень; излишки продавали в горный и южнобережный районы Крыма.
Крымские татары в горной и прибрежной частях полуострова занимались хлебопашеством, виноградарством, садоводством, табаководством. Для посадки садов, табачных и ореховых плантаций в горных зарослях высекали поляны – чаиры – которые искусственно орошали с помощью горных ручьев. Со второй половины XIX в., особенно с проведением железной дороги в 1876 году в горно-прибрежном Крыму, в основном среди татарских владений, начинает увеличиваться площадь посадок садов и виноградников.
Система хозяйствования во всех климатических зонах Крыма всегда была тесно связана с водоснабжением и системой искусственного орошения. Еще в конце XIX в. отмечалось, что степная часть Крыма безводна, за исключением южной ее полосы, граничащей с предгорьем, и той части, которая соседствует с морем. Поэтому устройство фонтанов (чешме) считалось одной из высших добродетелей. Их можно было встретить на дороге, в лесу, в центре села. Имя того, кто соорудил фонтан, обычно вырезали на плитах фонтана рядом с сурами из Корана.
Производство войлоков представляло собой один из самых ранних видов кустарных промыслов, и в Бахчисарае мастерские войлочников занимали целый квартал. По всему Крыму существовало множество кожевенных ремесленных мастерских, в которых изготавливали обувь, седла и различные предметы конской упряжи, подушки, кисеты, кухонную утварь, барабаны. Весь товар в большом количестве расходился на местных рынках и являлся предметом экспорта. Посуду разного рода - кувшины, тазы, котлы, различного назначения кастрюли и чаши с крышками, часто украшенные чеканкой, - производили медники (бакъырджы). Большого искусства достигла и резьба по дереву – ей украшали колыбели (бешик), сундуки (сандык), обеденные столики (курсю).
Ткачество было распространено повсеместно, а ткацкий станок стоял в каждом доме в специально отведенном для него помещении, и девочки уже с 10 лет учились искусству как простого, так и узорного ткачества. Очень развита была вышивка - как обычными, так и золотными нитями.

Источник фото : крым-фотосказка.рф
Конструкция, планировка и материалы традиционных жилищ крымских татар напрямую зависели от природных условий и культурно-исторических особенностей региона. На полуострове сложились разнообразные формы поселений и типы жилищ, среди которых исследователи выделяют: 1) жилища степных татар; 2) сельские дома горного района; 3) жилища южнобережных татар; 4) традиционные городские дома.
Эволюция жилища в степном Крыму отражает переход от кочевого и полукочевого образа жизни к оседлому. Изначально тип жилища определялся требованиями мобильности, но с началом процесса оседания стали формироваться новые принципы организации жилого пространства. В XVIII в. начинается переход отдельных групп степняков на оседлый или полуоседлый образ жизни, но еще в XIX в. нередко рядом с саманной постройкой можно было видеть и переносную войлочную юрту.
Жилые постройки осевших степных татар представляли собой низкие одноэтажные дома под двускатной черепичной крышей, помещенные в глубине усадьбы. Дома состояли из двух-трех комнат или комнаты и сеней. Входная дверь имела высокий порог и открывалась в комнату, являвшуюся одновременно сенями и кухней. У стены, отделявшей кухню-сени от жилой комнаты, помещался очаг с широкой трубой.
В горных деревнях, расположенных недалеко от Бахчисарая, дома обычно строили двухэтажными. Нижний этаж строили из камня, за исключением передней стены, имевшей двери и окна. Эту стену возводили из обмазанных глиной плетеных веток. При строительстве верхнего этажа также использовали обмазанные глиной конструкции из плетней в сочетании с толстыми деревянными балками. Двухэтажные дома имели часто по две комнаты на каждом этаже.
Отличительными чертами жилища южнобережных татар являлись плоская крыша и крестообразный план расположения комнат. В отличие от горного Крыма, где дома были разбросаны на определенном расстоянии друг от друга и окружены двориками, а иногда и садами, в южнобережной части дома были настолько скучены, что располагались один над другим.
В степной части Крыма рацион и способы приготовления пищи отражали особенности кочевого скотоводства: кухня отличалась относительной простотой рецептуры и ограниченным разнообразием ингредиентов. Кулинария горно-прибрежных крымских татар развивалась под сильным влиянием традиций исконно земледельческих народов, таких как греки и армяне, с которыми они имели длительные исторические контакты. Их рацион, наряду с мясными и молочными продуктами, включал широкое употребление овощей, фруктов, а также различных видов трав и зелени, что было характерно для земледельческих культур. При этом способы приготовления мясных и молочных блюд также отличались от степных. Многие блюда горно-прибрежной кухни требовали многоступенчатой обработки.



Источник фото : buljon.ru , visiteast.kz , cake-boutique.ru
Исследователь и путешественник Ш. Ромм писал в 1786 г., что в Карасубазаре, где сильны и степные, и горно-прибрежные традиции, муфтий угостил их «ужином по-татарски»: «На колени нам разостлали салфетку, потом подали таз и полили на руки воды, затем подали вторую салфетку, чтобы вытереться. Потом перед нами поставили стол из посеребренной меди, круглый, с бортом, на очень низкой деревянной ножке. Посередине была яичница, а вокруг шесть небольших тарелочек: одна с жидким медом, другая с медом, сваренным с виноградным соком, третья с печеньем из муки, масла и меда, четвертая с простоквашей (айраном), пятая и шестая с жареным мясом. Ели без ложки - на кусок хлеба клали яичницу и обмакивали в мед. Затем подали похлебку с крупой и мясными шариками. Татары едят ее деревянными ложками. Затем вареное тесто, и потом нарезанные кусочками, сваренные в воде с медом фиги (инжир). После ужина - кофе или шербет (сладкое питье). Затем подали таз с водой и мыло для мытья рук».
В крымскотатарской кухне преобладают мясные, мучные и овощные блюда, затем рыбные и молочные. Мясо вялили, сушили, коптили, солили. Очень популярны пельмени различных размеров («къашыкъаш» или «татараш»). Мучные блюда жарили в масле или запекали в печах. В специальных печах фурун пекли хлеб отьмек. Чибирек, янтыкъ – пирожки полулунной формы готовили из пресного теста с начинкой из мяса, брынзы или сыра. Чебуреки жарили в масле или в бараньем жире, янтыки – запекали в духовке или на сковороде без масла. Также в крымскотатарской кухне существуют различные виды лепешек къатлама, пироги кобете, бурма. Также готовили макъарне - отварные кусочки теста, приправленные фаршем, молотым орехом или простоквашей с чесноком. В качестве лакомств пекли сладкие пирожки с фруктовой, овощной начинкой.
Популярностью пользовались курабье, рахат-лукум, халва, бакълава. Со временем получили распространение варенья и компоты, часто из сухофруктов собственного приготовления. Самый популярный напиток, который обязательно предлагают гостям - это чёрный кофе (къаве), традиции приготовления и потребления которого укрепились после включения южного Крыма в Османскую империю в конце XV века.
Материалы предоставлены Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН.
Дом народов России
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения